forex trading logo

Баннер Домбай Архыз Приэльбрусье КМВ
Баннер Приздники и концерты Квесты Кейтеринг Деловые мероприятия

Наши контакты

Телефоны для заказов и консультаций:

8 (8793) 39 - 02 - 89
8 (8793) 97 - 40 - 09
8 (928) 317 - 08 - 40

icq: 646028961

Гресс Ольга

Связаться с нами

Яндекс.Метрика

Карта сайта
Главная Информация Статьи Изображение Христа на скале
Изображение Христа на скале
15.08.2011 17:10

Как появилось в горах Карачаево-Черкессии изображение Христа на скале? Кем и в какое время был создан этот несравненный шедевр? Почему никто не знал о его существовании?

Поднявшись на ровную площадку на скале, слышим шум протекающей внизу горной реки. Проходим к краю площадки, оборачиваемся, и прямо на вас глядит большой лик Христа. Как появился он здесь, в этом нетронутом цивилизацией уголке Западного Кавказа? Кто нарисовал его на скале. Ответы на эти вопросы поищем в истории древнего города, когда находившегося в долине реки Б. Зеленчук, который находился прямо внизу под нами.

Название этого города, когда то являющегося столицей Западной Алании, не дошло до нас в достоверных источниках, и является предметом спора ученых. Но все историки и исследователи сходятся в одном: в X - XII веках Нижне-Архызское городище было центром Аланской епархии и византийского влияния на Северном Кавказе. Здесь до сегодняшнего дня сохранились величественные монументальные храмы - пожалуй, одни из самых значительных христианских храмов средневековой Алании - и очень много полуразвалившихся и почти исчезнувших небольших церквушек. И все же город резко выделяется в ряду других городов Алании весьма значительным нахождением здесь христианских древностей. Именно здесь и находилась кафедра аланских митрополитов, шла оживленная переписка с константинопольской патриархией.

Важные и определяющие для всей Алании события произошли в Нижне-Архызском городище в начале Х века. В то время патриархом Константинополя был Николай Мистик, прикладывающий большие усилия для государственного крещения Алании. Только благодаря современным исследованиям и так называемой "аланской переписки" Мистика, учеными установлены официальная дата крещения Алании - это 916 год. Произошло это выдающееся историческое событие - в Северном храме Нижне-Архызского городища, тогда и появляется новая страница аланской истории, изменившая и практически преобразившая духовную жизнь большей части населения Алании!

Эти эпохальные события Х века были предначертаны всей предыдущей историей Западной Алании, в частности миссионерами, которую длительное время проводили в этом месте византийские проповедники Христовой веры. Письменные источники с высокой достоверностью свидетельствуют, что уже в VII веке в Западной Алании существовал и действовал христианский монастырь Иоанна Крестителя. В это время Алания была вовлечена в международную торговлю, благодаря проходившему здесь одному из отрезков Великого Шелкового пути. Дорогами Шелкового пути, вместе с купцами, дипломатами, путешественниками, шли и миссионеры Византии, неся христианский свет ко всем соседним Империей племенам и народам. Очень значительно данный процесс проходил в VIII - IX веках н.э. Для Византии это было время так называемого Исхода, когда многие несогласные с иконоборческой политикой императоров Исаврийской династии, вынуждены были покинуть Империю. Так, некоторые из них и оказалась в Алании - в стране, где только пролился свет христианства.

В последнем году прошедшего тысячелетия научными сотрудниками Нижне-Архызского музея-заповедника проводилось археологическое обследование хребта Мицешта, который своими отрогами возвышается над Нижне-Архызским городищем. Это место обследовали не случайно, т.к. именно здесь, как сообщили местные жители Сергей и Анатолий Варченко, видели какую-то икону. Лишь на закате дня, после продолжительных и утомительных поисков, когда наступило время спуска вниз, икона была найдена. На вертикальной поверхности скалы белел лик Христа, при взгляде на который было ясно - это работа настоящего Художника! Взгляд огромных выразительных глаз поражал воображение. Неяркие лучи заходящего солнца, падали на икону и причудливо играли на скале, но лик Спасителя не растаял в ней. Его печальные, полные всеведения глаза смотрят на тебя, не разрешая праздно рассматривать все вокруг. Сразу вспомнились ранние христианские иконы и изображения святых на них. Утаенные и созданные в годы жестоких преследований на христиан, образы этих икон наполнены не трагической безысходностью, а могучей верой, несмотря на преследования.....

Сразу же началась кропотливая работа по изучению иконы и окружающего ее участка горного хребта. Сразу здесь нашли несколько древних погребений разного типа. Так, на самой террасе, недалеко от лика обнаружили два скальных захоронения. Такие же захоронения хорошо изучены археологами в районе Нижне-Архызского городища; выполненные по языческому обряду они датированы здесь VIII - X веками н.э. На поверхности одного из них, в сухом песке был обнаружен фрагмент холста от одежды - после радиоуглеродного анализа это один важных хронологических эталонов для этих погребений. Позднее, в подошве скальной террасы, сразу под ликом, была найдена гробница, которая сложена из достаточно массивных тесаных камней. В отличие от вышерасположенных языческих погребений, она выполнена по христианскому обряду, в частности ориентирована на запад - восток. Археологическое обследование данной Гробницагробницы еще не проводилось, так как рядом видны грабительские отвалы. Можно предположить, что это место покоя самого художника, или одного из христианских подвижников христианской веры, т. к. она находится недалеко от лика.

Немного позже, в 180 метрах вниз по склону хребта, обнаружено небольшое кладбище из полуразрушенных могил из плит. Один из участков кладбища состоял из пяти рядом расположенных могил с элементами христианского обряда погребения; зарисовку такого участка и сделал художник и археолог Д.М.Струков, который в 1886 году посещал Нижне-Архызское городище. Помимо захоронений, Дмитрий Михайлович нашел здесь и каменную статую воина с крестом на шлеме- головном уборе - такого типа статуи на Северном Кавказе датированы VIII - X веками. Эта статуя не сохранилась до наших дней, но не вызывает сомнений достоверность сообщения Струкова Д.М., т.к. такие же статуи с крестами на плечах и головных уборах или "христианские рыцари" известны и в других исторических источниках.

В 1960-х годах прошлого столетия, археологом Кузнецовым В.А. был раскопан небольшой участок могил из плит и датированы отдельные погребения IX - X веками. Конструкция подобных могил и обряды погребения привнесены на Северный Кавказ из Византии в VIII - IX веках.

Интересно размещение подобных погребений вне городской черты Нижнего Архыза, здесь просматривается аналогия с захоронениями ранних христиан, которые первоначально (как и погребения апостолов) устраивались за городской чертой. Кроме своего прямого назначения, еще они служили местом богослужений, молитв, как и в катакомбах Неаполя и Рима. Именно из подобных фактов и произошла гипотеза о том, что горная терраса с иконой Христа могла быть своеобразной скальной часовней, где собирались на свои молитвы общины ранних христиан городища вплоть до того времени, пока христианство не было принято в Алании как государственная религия.

Одна из важнейших особенностей найденной иконы - это скала, на которой она нарисована, она своей плоскостью обращена строго на восток. Если же мы продолжим линию направления глаз лика, то он указывает на Средний Зеленчукский храм - это второй по величине храм в городище. Историки высказывали предположение, что именно эта церковь - самая древняя на территории Нижнего Архыза, и до строительства здесь Северного храма (в котором была крещена Алания в 916 году) она была кафедральным собором городища. Современные исследователи подтвердили дату строительства этой церкви - конец IX века. Установлена и дата закладки храма, которая совпадает с праздником Преображения, поэтому можно сделать вывод, что Средний храм, освященный в честь Преображения Господня, был посвящен Иисусу Христу. Молитвы, читаемые в православных церквях в день Нерукотворного Образа (16 августа) подчеркивают связь между ним и Преображением Христовым: "Вчера на Фаворе блистал свет Божества, веру даруя первым среди апостолов ... Сегодня же светозарный образ воссиял, веру даруя всем, что Он есть вочеловечившийся Бог наш". Прямая зрительная связь между ликом Христа и храмом Преображения в Нижнем Архызе не случайна, а указывает на духовную и историческую связь между ними.

Рассмотрев лик в связи окружающих его христианских памятников, можно с уверенностью сказать, что с исторической точки зрения наиболее вероятное время его появления здесь - IX век.

Этой дате не противоречат и некоторые иконографические детали иконы, обращает на себя внимание отсутствие нимба вокруг головы Христа. Такую вольность христианский изограф мог позволить себе лишь во время не окончательно сложившегося иконописного канона. Только на соборах 787 и 843 годов были установлены строгие правила иконописи, в которых определены все допускаемые сюжеты и композиции каждого лика и образа от цвета одеяний до мелких деталей икон. От этих иконописных правил, последующие иконописцы не могли отступать. В связи с отсутствием нимба на лике перед нами встает важный вопрос - считать этот образ иконой? Ответ здесь вполне однозначный - да, можно, так как изограф выполнил главные требования, предъявляемые к иконе. Первое , лик написан по византийско-православному канону "Нерукотворный Образ". Второе, и сегодня, как и в древности он является объектом религиозного почитания. Об отсутствии нимба лучше всего сказано в работах русского богослова и иконописца Л.А.Успенского: "Нимб есть ... необходимый атрибут иконы, необходимый, но недостаточный. Не одним только нимбом отличается икона от других изображений; он - только иконографический атрибут, внешнее выражение святости, свидетельство о свете. И даже если нимб стирается и становится совершенно невидимым на иконе, она все же остается иконой".

Другой особенностью нашего лика является то, что борода Христа здесь не разделена посередине, что присуще раннехристианским иконам и фрескам Спасителя. В более же позднее время, начиная с X века раздвоение бороды, стало важным, и преобладающим иконографическим признаком - как, например, на многих русских иконах Спаса Нерукотворного. Найденные детали никак не влияют на датировку лика IX веком. На основе византийского Нерукотворного Образа, на Руси, начиная примерно с XII века, складывается свой канон изображения Спаса Нерукотворного, который становится воинским знаменем православной России.
Этот образ часто помещался над вратами русских крепостей, как например, над Спасской башней Кремля, золотом вышивался на воинских стягах. Спас Нерукотворный являлся христианским символом и духовным помощником русских войск Дмитрия Донского в Куликовской битве. Известен и в Петербурге Нерукотворный Образ Спасителя, сопутствовавший Петру Великому в его походе против шведов и в битве под Полтавой.

Говоря о более древних иконах Христа, к которым может восходить образ нашего лика, нельзя не отметить ближайшую "портретную" близость между ним и синайской иконой Христа. Думается, что эта близость не случайна. История Синайской горы Иконанеразрывно связана с именем ветхозаветного пророка Илии. У подножия этой горы расположена древнейшая и известнейшая православная святыня - монастырь св. Екатерины. Построенный по повелению и на средства императора Юстиниана Великого в VI в. Монастырь, который за полутора тысячелетнюю историю своего существования ни разу не был захвачен или разграблен. До наших дней здесь сохранилась церковь Преображения Господня и богатейшее собрание икон, самые древние из которых написаны также в VI веке. Среди них выделяется написанная восковыми красками икона Христа Пантократора, причем лик Спасителя на этой иконе является, пожалуй, "портретным" аналогом лика в Архызе. Если при этом вспомнить, что из трех храмов Нижнего Архыза один посвящен пророку Илии (Южный храм), а другой храм был в древности освящен в честь Преображения Господня, то близость между синайскими и духовными памятниками в Архызе становится очевидной.

Научное исследование иконы еще продолжается, и невозможно делать какие-либо выводы. Лик размерами 140 на 80 см нарисован тремя основными красками - белой, коричневой, темно-красной, которые визуально определены; еще две дополнительные краски выделены в результате химического анализа. Причем главным является белый цвет - им написаны высветы лика. Результаты предварительных анализов говорят о многослойности иконы и о том, что верхние ее слои написаны яичной темперой. Полученные данные интересно сравнить с методами профессиональной иконописи, о которых говорится в работе архимандрита Рафаила (Карелина) "О языке православной иконы". Автор отмечает, что живопись лика в православной иконе обычно состояла из трех цветов - белого, коричневого и красного, причем главным цветом иконы являлся белый цвет. Иконы писали красками на яичной эмульсии или воске, которые более прозрачны, чем масляные краски. Обычно краски накладывались в несколько слоев, при этом один слой проникал сквозь другой, и цвет становился более глубоким. Касаясь белого цвета, автор замечает, что этим цветом пишутся блики на одеждах и высветления на ликах. Белый цвет в иконе - это самый глубокий и мистический цвет, это образ Фаворского света, - поэтому в каждой православной иконе присутствует Фавор.

Сравнивая данные, можно сказать, что лик в Архызе написан высокопрофессиональным византийским изографом, хорошо владевшим всеми приемами иконописи. И главное, лик не утратил незримого ореола святости, что отличает икону и от хорошей, но обычной картины, или даже картины, написанной на евангельские темы. Поэтому представляется неслучайным мнение многих людей, видевших лик в Архызе, что эта икона станет святыней не только христиан Кавказа и России, но и всего Православного мира.

Существуют на земле места, где время не искажает дорогие черты. Где сохранно все и ничто не портится ни сыростью, ни подлостью. Где память не утрачивается, где можно самому увидеть все то, на что надеешься и что любишь. Когда - то мы думали, что икона - это схема, а это равно и свобода. Мы думали, что икона - это догма, а это еще и любовь.

 


Copyright © 2010-2012 Все права защищены
"ЮГОР" - Твой отдых и развлечения!

Веб-студия "5igorsk.RU" - создание сайтов в Пятигорске, продвижение сайтов в Пятигорске