Наши услуги
Наши контакты
Телефоны для заказов и консультаций:
8 (8793) 39 - 02 - 89
8 (8793) 97 - 40 - 09
8 (928) 317 - 08 - 40
icq: 646028961
Гресс Ольга
Александро-Невский Зеленчукской монастырь |
24.08.2011 19:58 |
Александро-Невский Зеленчукской монастырь У древних была пословица «выше в горы – ближе к Богу». Суровая красота гор, четкие линии скал на голубом фоне неба, бездонного, как океан, по которому плывут облака, словно корабли, распустившие паруса в бескрайний неведомый путь, - эта величественная красота располагает человека к размышлениям о Вечности. Недаром великий пророк Моисей 40 лет пас стада в горах, готовя себя молитвой и безмолвием к подвигу пророческого служения, к Синайскому Богоявлению. На горе Кармил показывают пещеру, где жил пророк Илия. Там блаженный Иероним осуществил бессмертный перевод Священного Писания. В гористой Заиорданской пустыни жил величайший из христианских святых – Иоанн Креститель. Печать богоизбранности Есть на Земле места, на которых как на угодниках Божиих – печать Богоизбранности. И сколько бы ни шли на них многочисленные войны, не пылали огни пожарищ и не сгущался туман заброшенности и разрухи, вновь продолжалась молитва, звучал колокол. Не мешали этому не отдаленность, ни заброшенность. Так случилось и в нашей истории, рассказывающей о становлении Свято-Александро-Афонской Зеленчукской Пустыни. Когда-то в этом живописном уголке Западного Кавказа, называвшимся в древних картах по-разному: Алания, Зыхия, Косогия, Скифия – находился древний аланский город, где была кафедра митрополита. Историческая справка Историки утверждают, что по своему христианскому значению город был для Кавказа тем же, чем был Афон для Византии и Херсонес для Тавриды. Точного названия его установить до сих пор не удалось. В 14 веке нахлынули сюда орды кочевников Тамерлана, и город надолго погрузился в небытие. Жители его – аланы большей частью были убиты, уцелевшие разошлись по горным ущельям. Многочисленные строения ветшали, постепенно сравниваясь с землей, и только три храма, созданные искусными древними зодчими, сохранились до наших дней. Еще в середине позапрошлого века на их внутренних стенах были хорошо видны фрески, выполненные в византийском стиле. Местные жители использовали храмы для загона скота в непогоду, жгли в них костры, поэтому древние фрески, украшавшие стены так много веком, постепенно исчезли совсем. И все же благодаря художнику Императорской Академии художеств Дмитрию Михайловичу Струкову мы сегодня имеем зарисовки, очертания фресок, которые он успел застать, побывав в храмах еще до открытия монастыря. Становление и возрождение монастыря Однако о существовании древних святынь знали иноки и в России и на Афоне. И афонский иеромонах Серафим вознамерился возродить на месте древних развалин монастырь. Он был довольно состоятельным человеком, у него на Святой Горе была своя келья, а келья на Афоне в то время – это небольшое имение или хутор, имевший своих послушников, хозяйство, свои помещения, сады, виноградники, свою землю. Все это продано и употреблено на возобновление древних храмов и строительство монастыря при них. Святыни монастыря Художником Д.М. Струковым была написана на доске от Святого престола копия с чудотворной иконы Божией Матери Гребневской. Она была освещена 24 сентября 1888 года в Москве, в церкви Успения Пресвятой Богородицы. Неизвестный жертвователь украсил икону серебряной ризой с эмалью изящной работы в древнем стиле. Икона вставлена в массивную металлическую золоченую раму и медный высеребренный кивот, увенчанный золочеными крестами, имеющими форму: Корсунского, в память принадлежности Тмутараканского княжества св. кн. Владимиру, Новгородскому, в воспоминание покорения Новгорода, куда подлинную Чудотворную икону брал с собой царь Иоанн Ш и где она находилась в стане русских войск, и Дмитровского, как особо чествуемого издревле Москвой, ибо более чем в половине московских храмов находится копия с креста, прославленного чудотворениями. Гребневскую икону Дмитрию Донскому, возвращавшемуся с победой после сражения на Куликовском поле казаки города Гребнева. Икона Божий Матери Гребневская считалась покровительницей гор. Икона особо почитаема не только монахами, но и местными жителями, а так же паломниками. Открытие Пустыни День прибытия иконы в обитель был ознаменован – ее официальным открытием и освещением Преосвященнейшим епископом Владимиром. С каждым днем увеличивалось число паломников, послушников. За короткое время Пустынь расцвела. Вслед за игуменом Серафимом с Афона приехала почти вся братия его келий. Насельниками монастыря, были в основном, люди из крестьянского, казачьего, мещанского, изредка купеческого сословий. Взяв свое начало на Святой Афонской Горе, монастырь черпал духовные силы из простого русского люда. Во все времена своего существования Пустынь привлекала не только паломников, но и монашествующих, желающих избрать ее местом своего приюта. Отшельники Строгий афонский устав Зеленчукской Пустыни, отдаленность этого живописного места от мирской суеты во все времена влекли сюда сердца человеческие. И поныне в горах, окружающих Смутные времена Разные времена приходилось переживать обители Кавказские горы населяли не только пустынники. Последняя архивная запись о Зеленчукском монастыре относится к 1918 году. Обитель еще существовала, молилась. К тому времени у нее были: паровая гидравлическая маслобойня, паровые молотилки, 557 десятин земли, более 100 голов лошадей, подворья в Невинномысске, станицах Баталпашинской (ныне город Черкесск), Зеленчукской, в 20 верстах от Пустыни находился Покровский скит. С начала основания Зеленчукской пустыни были переданы древнейшие Сентинский и Шоанинский храмы. Уже в 1894 году около Шоанинского храма за непродолжительное время был отстроен скит, имевший своей целью миссионерскую деятельность среди окрестных горцев. Был, как и писалось выше Покровский скит, находившийся недалеко от станицы Гулькевичи. Он был освящен игуменом Серафимом в 1896 году. В настоящее время от этих зданий не осталось и следа. А в 90-х годах позапрошлого столетия при Сентинском храме был выстроен женский Спасо-Преображенский монастырь. В 1895 году в нем было до 70 насельниц. Большой каменный храм обители, освященный в честь священномученика Агафодора, вмещал до 2000 человек. Крестообразный, освещаемый 40 окнами с великолепным иконостасом под голубой мрамор, он производил неизгладимое впечатление на молящихся. Нам современникам трудно представить подвиг этих женщин, сестер-монахинь, своими руками создавших обитель в далеком и непроходимом краю. А местные горцы – карачаевцы – часто, если возникала угроза нападения, добровольно охраняли обитель. Это не единственный пример отношений сестер и местного мусульманского населения. Во время болезни матушки игумений, сентинцы в своей мечети совершали общественное моление о ее здравии. Обитель же заботилась о местных жителях. Здесь они получали медицинскую помощь в больнице и пользовались аптекой. Закрытие обители Другая жизнь обители В 1925 году на территории уже бывшего мужского монастыря был организован интернат для детей –сирот. Назывался он «Нижнеархызский детский дом № 3 имени В.И. Ленина». Со всей страны везли детей сирот. Многие обрели здесь второй дом, но Великая Отечественная Война. Детей не успели эвакуировать. Старшие воспитанники ушли с частями Красной Армии к перевалам, но дети поменьше и кое-кто из преподавателей вынуждены были остаться. Дети узнали, что такое оккупация. Уже в 1944 году, когда были прогнаны фашисты с Кавказа, в детдом опять стали поступать дети. Многого не хватало – не было учебников, парт, тетрадей, ручек. …Сегодня территория монастыря принадлежит Нижне-Архызскому историко-археологическому заповеднику. Из трех сохранившихся храмов действует один - самый маленький и самый древний – святого пророка Божия Илии. В средние века он был домовой церковью аланского князя. Под полом найдены погребения, к сожалению, разграбленные. Учеными – археологами, совместно с учеными обсерватории (рядом с бывшим монастырем находится теперь городок астрономов Специальной Астрофизической обсерватории Академии Наук России Буково) с помощью специальных приборов было определено направление оси храма на горизонт. Выяснилось, что точка пересечения этой оси с видимым горизонтом точно совпадает с местом восхода солнца 2 августа по новому стилю, в день пророка Илии. Известно, что в то время значительная часть храмов ориентировалась именно таким образом. Так все узнали, в честь какого святого был освящен в древности храм. Пророк Илия был и есть также почитаем на Кавказе, как и Великомученик Георгий Победоносец.
|